Достоинства клиноременных передач
Характерными отличительными особенностями ременных передач являются:
-
сохранение целостности при критических нагрузках (ремень просто проскальзывает, а не рвется, как цепь и не разрушается, как шестерни);
-
низкий шум, благодаря демпфирующим свойствам резины;
-
простой уход (не требуется смазка, центровка, замена подшипников и т.п.), заключающийся в периодической подтяжке ремня.
Конструкция приводных ремней
Клиновый приводной ремень является многослойным:
-
нижний слой работает на сжатие и прижимается к поверхности канавки шкива;
-
средний слой является несущим и представляет собой кордную нить или ткань;
-
верхний слой работает на растяжение, обеспечивая эластичность изделия;
-
покрытие верхнего слоя выполняется из износостойкого материала и предназначено для защиты поверхности.
Разновидности приводных ремней
В зависимости от геометрической формы нижнего слоя клиновые ремни бывают:
-
классическими;
-
с фасонным зубом.
По ширине обе перечисленные разновидности могут быть стандартными и узкими, последние имеют усиленную внешнюю поверхность.
Подбор профиля ремня
Чтобы подобрать стандартный приводной ремень достаточно знать 2 размера:
-
ширину по верху - Wa;
-
высоту профиля - T.
Дополнительными размерами, учитываемыми в таблицах и позволяющими более точно идентифицировать нужный профиль, являются:
Снять эти размеры можно двумя способами:
-
Непосредственно с приводного ремня.
-
Со шкива, замерив его ширину в верхнем сечении канавки и ее глубину.
Определение длины приводного ремня
В процессе эксплуатации приводных ремней происходит их вытягивание примерно на 10%, поэтому чтобы получить первоначальный размер нового изделия необходимо замерить фактическую длину и умножить ее на 0,909.
При отсутствии ремня можно снять натурный размер при помощи гибкого полотна рулетки или сантиметра, обогнув с их помощью ведущий и ведомый шкивы.
Для исключения погрешности измерения необходимо, чтобы устройство натяжения ремня находилось в своем исходном положении.
Помимо подручных способов, существуют специальные измерительные инструменты, имитирующие пару шкивов.
ВАЖНО: любые измерения необходимо производить при свободном (не натянутом) положении приводного ремня.
Если измерительных инструментов под рукой нет, но известны диаметры шкивов и расстояние между их центрами, то длину ремня можно получить расчетным способом:
Возможные длины клиновых ремней
Любой механизм, использующий клиноременную передачу, имеет в своем составе устройство для натяжения ремня, позволяющее компенсировать его вытягивание в процессе использования, поэтому при выборе нового изделия допускается отклонение его длины:
Линейный размер приводного ремня, мм
|
Допустимое отклонение, мм
|
менее 1000
|
± 10
|
1000 ÷ 1500
|
± 13
|
1500 ÷ 2000
|
± 17
|
2000 ÷ 2500
|
± 19
|
2500 ÷ 3000
|
± 22
|
3000 ÷ 4000
|
± 30
|
более 4000
|
± 40
|
Недостаточное натяжение приводного ремня, выбранного с запасом по длине, компенсируется натяжным механизмом, представляющим собой дополнительный ролик с возможностью регулировки. При смещении натяжного ролика производится натяжка ремня и передача работает без проскальзываний, но наружная поверхность при этом подвергается повышенному износу.